Разработка ППР, ППРк, ТК

 Разработка ППР, ППРк, ТК

  Согласование ППР, ППРк, ТК

Санкт-Петербург

БЦ. Охта-Хаус

Индустриальный пр. д.44

+7 (812) 982-36-61

+7 (812) 6-100-200

proekt@pprk-service.ru

Пресса о нас

Экспертиза ППРк – лишняя нагрузка или оправданная необходимость?

С 5 марта 2013 года вступил в действие приказ Ростехнадзора от 12 декабря 2012 № 713 «О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», отменив проведение экспертизы промышленной безопасности ППРк.

Экспертиза документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений, а также проектов производства работ кранами была введена 10 лет назад. В Санкт-Петербурге надзор за ее исполнением усилился в 2007 году после печально известной аварии на Камышовой улице, когда в результате падения башенного крана на 12-этажный жилой дом погибли люди. Этот случай, к сожалению, не стал единичным. Аварии с участием грузоподъемной техники происходят достаточно регулярно. Как восприняли в строительном сообществе новые изменения в законодательстве?

 

В. Г. Гришкин, технический директор АОЗТ «Интех», кандидат технических наук 

А. В. Кузнецов, директор направления по аренде и продаже мобильных и гусеничных кранов ЗАО «Автокран Аренда» 

Е. О. Скрипачев, коммерческий директор ООО «Северная Высота» Группа КРАФТ ИНВЕСТ 

К. А. Демидов, заместитель управляющего ОАО «УМ-260» 

В. К. Романов, генеральный директор ООО «ППРК-Сервис» 

А. Ю. Лохин, заместитель генерального директора по производству ОАО «УМ-3» 

А. Н. Панченко, начальник конструкторско-технического отдела ЗАО «КОНЦЕРН ТИТАН-2»: 

– Насколько оправданным было решение об отмене обязательной экспертизы промышленной безопасности ППРк? 

В. Г. Гришкин 

 – Упразднение обязательной экспертизы ППРк было введено якобы с целью минимизации финансовых затрат на проектно-строительные работы. Однако стоимость экспертных услуг настолько ничтожна в общей стоимости строительства объекта, что говорить о какой-то реальной экономии – просто смешно. Судите сами, максимальные затраты на экспертизу ППРк с учетом максимальной сложности и опасности объекта в редком случае превышают 75–80 тыс. При том что общий объем стоимости строительства может достигать нескольких миллиардов. 

 Многие эксперты считают причиной отмены борьбу с коррупционной составляющей в Ростехнадзоре. Сегодня функции Ростехнадзора фактически сводятся к регистрации и утверждению экспертизы проектной документации. Специалисты этого ведомства не осуществляют никакого контроля над проектом. Вся ответственность, таким образом, ложится на проектировщика, заказчика и исполнителя строительных работ. 

 Еще одной официальной причиной отмены экспертизы авторы поправки называют избыточную нагрузку на эксплуатирующие организации, которая, по их мнению, приводит к расходованию финансовых средств на услуги экспертных организаций, а могли бы пойти на обновление основных фондов предприятия. 

К. А. Демидов 

 – Решение об отмене обязательной экспертизы промышленной безопасности считаем оправданным по двум причинам. Во-первых, никто не отменяет ответственности проектировщика за выполненный проект. В особо сложных случаях, если у заказчика или государственных органов возникают какие-то сомнения, никто не запрещает провести дополнительную экспертизу. Во-вторых, сложившаяся практика утверждения заключения экспертиз в Ростехнадзоре значительно удлиняла процесс допуска крана на строительную площадку и тормозила начало работ. 

А. В. Кузнецов 

 – Считаю, что это решение оправданно, так как существует избыточная нагрузка на эксплуатирующие организации. Обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности проектов производства работ кранами (ППРк) приводит, на наш взгляд, к дополнительному расходованию финансовых средств на услуги экспертных организаций, которые могли бы пойти на обновление основных фондов предприятия. 

Е. О. Скрипачев 

 – Скорее всего, должны были отменить регистрацию экспертизы, а отменили саму экспертизу. Полагаем, что это связано с перегруженностью инспекторской службы Ростехнадзора. 

В. Ю. Лохин

 – Отмена регистрации в Ростехнадзоре экспертизы ППРк была необходима. Это решение однозначно самым положительным образом скажется на процессе организации производства. Мы сможем заранее планировать работу башенных кранов, тяжелой техники, что приведет к оптимизации трудовых и временных ресурсов в контексте всего строительства. Специалисты давно уже говорили о том, что 30 дней, которые уходили на регистрацию экспертизы, неоправданно затягивали согласование проектов. 

 Другое дело – сама экспертиза. Мнение о необходимости ее отмены двоякое. С одной стороны – в проектных и строительных компаниях сегодня работают достаточно квалифицированные специалисты, которые, как говорится, «набили руку» на разработке ППРк и не нуждаются в дополнительной проверке. С другой стороны, бывают проекты нестандартные, требующие повышенного внимания, и в таких случаях взгляд эксперта просто необходим. Ведь если при разработке проекта была допущена ошибка, то как разработчик ее заметит? Для этого нужен свежий взгляд. 

А. Н. Панченко 

 – Вероятно, причиной отмены экспертизы промышленной безопасности стало затягивание сроков выдачи ППРов в производство в связи с длительностью этой процедуры. 30 дней – неоправданно длительный срок для регистрации ППРк. 

В. К. Романов 

 – С 2007 года мы разработали ни одну сотню ППРк, и по опыту скажу, ни разу проведение экспертизы не было простой формальностью. В тех организациях, куда мы обращаемся, работают профессионалы с огромным опытом. Их замечания и поправки всегда существенны. Поэтому я уверен, что отмена экспертизы ППРк ни к чему хорошему строительную отрасль не приведет. Не знаю, что именно побудило Ростехнадзор к принятию данного решения, но уверен, это было сделано очень поспешно и не очень обдуманно. Конечно, краны не начнут сразу падать, как деревья во время урагана, но рано или поздно данное решение приведет к несчастному случаю, а возможно и не к одному. 

 Придерживаюсь мнения, что при наличии в организациях квалифицированных разработчиков и при соблюдении процедуры согласования ППР, проведение экспертизы каждого плана производства работ, в котором задействован кран, не требуется. 

- Повлияет ли как-то отмена экспертизы на качество ППРк? 

В. Г. Гришкин 

– Качество проектных работ сегодня и так, мягко говоря, не на высоте. Сомневаюсь, что оно улучшится. По опыту могу сказать, что без замечаний к нам поступает не более 5% от общего количества всей документации. И это в большинстве своем типовые проекты, так сказать, «обкатанные» экспертами и проектировщиками в ходе совместной работы. 

А. В. Кузнецов 

 – Уверен, что качество ППРк не изменится, если не изменится качество других проектов, в частности, Проекта организации строительства (ПОС, ППР и т. п.). Тем более что мы, как правило, работаем с профессиональными, грамотными проектировщиками, которые несут ответственность за свою работу. 

К. А. Демидов

 – Отмена обязательной экспертизы на качество ППРк повлиять не должна, так как проектная организация несет полную ответственность за качество самих проектов. 

Е. О. Скрипачев 

 – Полагаем, что на качество ППРк отмена экспертизы не повлияет. Все профессионалы понимают меру ответственности при работе с грузоподъемной техникой, особенно на объектах повышенной опасности. Однако увеличится время на проверку ППРк эксплуатирующими и строительными организациями, при условии, что в организациях есть компетентные специалисты. Если же таковых нет, придется дополнительно их нанимать. Так как возрастает ответственность разработчика ППРк, соответственно, увеличится и время разработки самой проектной документации. 

А. Н. Панченко 

 – Качество разработки ППР в связи с отменой экспертизы ПБ не должно ухудшиться, поскольку оно напрямую зависит от таких объективных факторов, как квалификация разработчика, наличие и качество исходных данных, сроки разработки. В данном случае сроки даже увеличиваются, что положительно отразится на качестве разработки ППР. 

 Придерживаюсь мнения, что при наличии в организациях квалифицированных разработчиков и при соблюдении процедуры согласования ППР проведение экспертизы каждого плана производства работ, в котором задействован кран, не требуется. 

В. К. Романов 

 – Если говорить о башенных кранах, здесь, я думаю, ничего страшного не произойдет. В управлениях механизации работают знающие люди, да и в разработке ППРк для башенного крана ничего  слишком сложного нет, эти проекты в основной своей массе стандартные, и решения там принимаются стандартные. Совсем другое дело, когда речь идет о мощных автомобильных кранах, которые поднимают грузы по 30 и более тонн. Здесь очень много нюансов: нестандартные размеры грузов, грузы со смещенным центром тяжести, грузы, которые необходимо перевести из горизонтального в вертикальное положение (перекантовать), а также осуществить подъем груза двумя кранами, либо организовать одновременную работу двумя кранами с разными грузовысотными характеристиками, возможны и такие варианты, когда все эти неблагоприятные факторы совмещены. Кто имеет право на разработку ППРк? Согласно РД 11-06-2007 «специалисты, имеющие опыт работы в строительстве, прошедшие подготовку и аттестованные в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Ростехнадзором». Я так понимаю, чиновники, принимавшие закон об отмене экспертизы промышленной безопасности, считают, что молодой специалист, проработав на стройке около года, прослушав месячный курс о правилах разработки ППРк, зазубривший билеты, необходимые для аттестации, сможет разработать любой ППРк, и опыт эксперта ему не нужен. Далеко же мы пойдем с такими убеждениями! 

 Нередко чиновники ссылаются на европейский опыт, ведь там требования к организации работы грузоподъемной техники намного мягче, чем в России. Действительно, в некоторых европейских странах не запрещается при помощи крана перемещать грузы, с находящимися на них людьми. Но не будем забывать, что техническое состояние грузоподъемной техники в Европе не сравнимо с нашим. Множество кранов, работающих сегодня, через год-два будут сданы в металлолом, и что произойдет с этим краном в момент подъема груза не известно. Более того, при поставке из Европы оборудования требующего монтажа (сборки) при помощи крана, к этому оборудованию производитель прикладывает инструкцию по монтажу. На некоторые из них без улыбки не взглянешь, они чем-то напоминают инструкцию по сборке мебели из «Икеи», одна из них размещена на сайте stopress.ru, для примера. 

– Откажутся ли на деле строительные, проектные организации и управления механизации от проведения экспертизы? 

В. Г. Гришкин 

 – Кому станет легче работать после отмены экспертизы? Не представляю. Многие главные инженеры УМ против этого закона. Я их понимаю, они – производители работ, они подписывают проектную документацию и фактически разрешают работы, так что именно на них ложится основной груз ответственности. 

 Экспертиза ППРк выполняется не столько для тех, кто производит работы, сколько для тех, кто проектирует. Если происходит несчастный случай, первым делом проверяется проектная документация. Правильно ли были определены границы опасной зоны, если существует ошибка в расчетах, то вину за травмы и гибель людей несет проектировщик. Поэтому думаю, что наши заказчики останутся при нас. При проведении проектных работ на объектах повышенной опасности дополнительная проверка проекта лишней не бывает. 

А. В. Кузнецов 

 – Думаю, что многие организации действительно откажутся, так как экспертиза ППРк, зачастую, носит формально-обязательный характер. 

К. А. Демидов 

 – Сложно сказать за все организации, но мы уже получили несколько писем с отказами о проведении экспертизы ППРк. Если говорить о нашей компании, то мы данное изменение принимаем с заметным облегчением. Мы понимаем, на каких сложных и опасных объектах работают наши краны. Однако если работа там будет организована должным образом, то отмена экспертиз никаким образом не скажется на безопасности. Как правило, все несчастные случаи происходят при нарушении как ППРк, так и технологии строительства. 

Е. О. Скрипачев 

 – Скорее всего, откажутся. Для профессионального разработчика ППРк экспертиза была лишней волокитой, отнимающей время. До 10 дней уходило у проектировщика на получение экспертизы, и еще, как минимум 30 дней на регистрацию. 

А. Ю. Лохин 

 – У нашей компании достаточно квалифицированный штат специалистов по разработке ППРк. Проекты, которые они выполняют, в большинстве своем типовые, хорошо отработанные, так что необходимость в дополнительной экспертизе отпадает. Однако бывают случаи нестандартные, требующие индивидуального подхода, может быть, коллегиального решения. И вот здесь мнение экспертов лишним не бывает. В таких ситуациях мы будем проводить экспертизу, уверен, что и Заказчик с нами согласится, т.к. все понимают меру и степень ответственности за все, что происходит на строительной площадке. 

В. К. Романов 

 – Пообщавшись с постоянными нашими заказчиками, проводящими работы на объектах Федерального значения и экспертными организациями, мы приняли совместное решение о проведении экспертизы промышленной безопасности, разработанных нами ППРк, невзирая на решение, вступившее в силу 5 марта 2013 года. Тем более что сама стоимость этой экспертизы, не так уж и высока. 

Подготовила Елена Рачкова

Яндекс.Метрика

© 2007—2017 Разработка ППР, ППРк, ТК во всех сферах строительства